В последнее время, а точнее, со времени моего возвращения из Санкт-Петербурга, меня вплотную заинтересовала история династии Романовых. Что, в общем-то, неудивительно и кагбэ даже логично.
Естественно, что наибольшее внимание привлекают самые одиозные личности, например, император Николай Второй, его семья и ближний круг, в котором ярко выделяется фигура Григория Распутина. Я прочитала несколько исторических исследований, художественных произведений и мемуаров, пересмотрела сто миллионов всевозможных документальных фильмов и передач и поняла только одно – я не знаю, кому верить. Я предполагала, что у каждого автора свое видение темы Распутина, но чтобы мнения разнились настолько, я не могла даже и представить!
Одни утверждают, что Распутин был чуть ли не «подлинным царем» России и, если бы его не убили в декабре 1916 года, то наша история сегодня выглядела бы совершенно иначе. Они называют его циником, двуличным шарлатаном, безбожным пьяницей, развратником. Другие впадают в иную крайность и представляют Распутина «человеком из народа», бесконечно преданного царской чете и чуть ли не невинной жертвой политического безумия, охватившего Россию в то время. Политики обвиняют царицу в шпионаже, а священники объявляют, что убийство Гришки – благо, за которое «сорок грехов снимется».
Создатели фильма «Распутин: Темный слуга судьбы» с Аланом Рикманом в главной роли благоразумно придерживаются «золотой середины». Этот фильм можно рекомендовать использовать в качестве учебного пособия на уроках истории дореволюционной России – настолько аккуратно там отражен данный период.
В американском исполнении Распутин своеобразен – он сравнивает себя с Вишну и Заратустрой (хорошо хоть Фейербаха не цитирует), что в очередной раз доказывает – не понять этим горемычным янки всех глубин славянской души. В нем есть все то, что по свидетельствам некоторых, отличало Распутина настоящего – необразованность, грубость, беспардонность, алчность, чувственная ненасытность. Но, похоже, американцы не могут себе представить, что все это может существовать в абсолютном выражении. Они полагают, что человеческая изнанка должна проявлять себя лишь в каких-то отдельных ситуациях, а в прочие моменты даже самый испорченный персонаж способен проявить нечто возвышенное. Вот и мотает их Распутина, разрываемого высокими и низкими импульсами, от цыган к церкви.
Но нельзя не отметить, что фильм, не особо наделенный какой-то творческой искрой, тем не менее впечатляет основательностью производства. Он немного напоминает диктант, написанный прилежным зубрилой – красивый почерк, круглые буковки и никакого отхода от раз и навсегда принятого стандарта. Создатели фильма стараются не допустить проколов там, где их обычно допускают – в мелочах. Костюмы, интерьеры, вывески, и особенно подкупающие лично меня виды Петербурга с интерьерами дворцов и храмов, внутри которых мне посчастливилось побывать. Картина весьма убедительная, мы действительно видим ожившую фотографию.
Но есть одно но! «Но, - говорю я вам». Внешние черты эпохи – это далеко не настроение. Герои, поголовно говорящие о близком крахе империи – совершенно недостаточное условие для того, чтобы это предчувствие витало в воздухе. А ведь именно такова была тогдашняя атмосфера.
Что касается актерского состава, отдельно хочется отметить только Алана Рикмана, которого я, признаться никогда не любила, и совершенно не понимаю и не разделяю девичьих воплей на его счет, но не могу не признать, что он классно играет именно того Распутина, который требуется по сценарию. Там, где необходимо изобразить разгул, он выглядит абсолютным дебоширом. Там, где от него ждут трагедии, он показывает неизлечимого душевного страдальца, раздираемого внутренними противоречиями. И в обеих ипостасях Рикман одинаково хорош.
Еще хотелось бы обратить внимание на то, что повествование в фильме ведется от лица мертвого царевича. Я прекрасно понимаю, что режиссеру хотелось растрогать зрителя, но подобный сценарный ход весьма сомнителен – ведь тогда получается, что маленький мальчик был в курсе пикантных, если не сказать хуже, похождений и буйств отца Григория?
И последнее. Очень впечатлил эпизод, в котором царевич Алексей раскатывает на роликах по коридорам дворца. Я, конечно, могу ошибаться, но лично мне кажется, что это также невозможно, как представить его, играющим в Angry birds. Но кто знает, кто знает…
Комментариев нет:
Отправить комментарий