Роман «Женщина в черном» (The Woman in Black) английской писательницы Сьюзан Хилл (Susan Hill) вышел в 1983 году и стал настоящим глотком свежего воздуха на фоне различных американских страшилок, акцентировавших внимание читателя на кровище и содомии. Это была старая добрая английская готическая история в духе Уилки Коллинза, умевшего вызывать мурашки по коже, лишь одними намеками и атмосферой, не прибегая к фонтанам крови и расчлененке. Писательница построила свое творчество на сюжетах подобного рода, щедро черпая идеи из классических жанровых произведений.
На дворе - конец девятнадцатого века, закат викторианской эпохи. Но хотя люди пользуются автомобилями, железными дорогами и телеграфом, они, по-прежнему, бессильны перед проявлением высших сил. После того как жена молодого лондонского юриста Артура Киппса умерла, жизнь для него превратилась в нескончаемую пытку. Сводить концы с концами ему становится все труднее и труднее, а на руках четырехлетний сын, поэтому Артур соглашается на командировку в истинно британский «кантрисайд», чтобы поковыряться в бумажках недавно почившей помещицы миссис Драблоу и подготовить к продаже ее поместье.
Место назначения Артура Киппса – мрачное нелюдимое поместье Ил Марш, богом забытое место на отшибе графства Гиффорд. В округе поместье Ил Марш пользуется дурной славой, его недолюбливают и стараются обходить стороной, памятуя о страшном поверье. Семилетний ребенок миссис Драблоу утонул в местных болотах. Его тело так и не нашли, а затем у жителей стали погибать дети. В основном, из-за несчастных случаев при странных обстоятельствах. Поговаривают, что всему виной «женщина в черном», заставляющая идти детей навстречу неминуемой смерти.
Однако Киппс приехал сюда не россказни слушать, а спасать свою карьеру. Ему позарез нужно обследовать поместье и хранящиеся в нем документы. Он как бы не обращает внимание на то, что местные жители встречают его неприветливо и стараются поскорее выпроводить из деревни. Артур заручается поддержкой местного аристократа, у которого, кстати сказать, тоже в свое время погиб сын, отправляется ночевать в особняк на болотах. Где и сталкивается с жуткими, необъяснимыми видениями, окончательно убедившими его в том, что в истории семейства Драблоу не все чисто.
После того, как Артур видит рядом с домом таинственную женщину в черном, в деревне начинают происходить несчастья. Он понимает, что над деревушкой нависла тень мрачной тайны.
Есть в этом фильме занятный момент. Львиную долю экранного времени мистер Киппс с отвагой, граничащей с идиотизмом, в одиночку блуждает по дому, заглядывая в самые пыльные уголки и под самые скрипучие кровати. Вот скажите, как должен вести себя человек, которому в ночи, в заброшенном старинном особняке, среди подернутых пылью артефактов чужой, рассыпавшейся в прах жизни, является темпераментная, бесплотная агрессивная дамочка, и плюс к ней еще и небольшая джаз-банда детишек из небытия? Правильно – человек с нормально вкрученными мозгами, будет лететь из этой викторианской обители, роняя подштанники. А вместо этого наш юрист с каким-то непонятным вожделением пытается выяснить никому ненужную правду-истину. Видно, страх увольнения перевернул у Киппса картину мира.
Как фильм ужасов картина, в принципе, хрестоматийна и предсказуема, но есть в ней какой-то внутренний слой. Этот страх не нуждается в подтверждении многомиллионными спецэффектами. Различные «пугалки», расставленные режиссером по всем углам, срабатывают ровно в тот момент, когда их совершенно не ждешь. Отчего некоторые сцены превращаются в настоящий аттракцион с подпрыгиванием в кресле. Но после того, как неожиданность проходит, и возникает то самое чувство некоторой обманутости – не страшно же совсем!
Самое лучшее, что есть в фильме – это крышесносящие пасторальные ландшафты сельской Англии. Восходы и закаты, травы и болота, дороги и автомобили, и, конечно, особняк покойной пенсионерки со всеми своими тайнами, лестницами и неоткрывающимися дверями, музыкальными куклами, детскими сервизами, который обретает собственную жизнь в этой миловидной готичной атмосфере старых бумаг, круговерти внезапных громких звуков. А крупный широкий план с крестами посреди болота и вовсе хочется отослать Тиму Бертону с комментариями типа «Ну чо, съел?!»
А что же Рэдклифф? – спросите вы. А ничего. В том смысле, что все еще юный актер смотрится по-прежнему фанерно во всей этой свистопляске, изображая лишь легкое недоумение там, где по смыслу должен быть пугающий ужас. К счастью, его тормозной перформанс оттеняют работы старших товарищей. Мне кажется, что он играет несколько академично (наверное, их так учили в Хогвартсе). Видны его старания, но на лицо явно отсутствие необходимого опыта. В дубляже так он вообще говорит почти детским голосом. В общем, я думаю, что это тот самый показательный пример, как в случае с нашей няней Викой, сколько бы и каких ролей она ни сыграла, она навсегда останется лишь няней. Рэдклифф не испортил фильма, но фильм запросто мог обойтись и без него.
На дворе - конец девятнадцатого века, закат викторианской эпохи. Но хотя люди пользуются автомобилями, железными дорогами и телеграфом, они, по-прежнему, бессильны перед проявлением высших сил. После того как жена молодого лондонского юриста Артура Киппса умерла, жизнь для него превратилась в нескончаемую пытку. Сводить концы с концами ему становится все труднее и труднее, а на руках четырехлетний сын, поэтому Артур соглашается на командировку в истинно британский «кантрисайд», чтобы поковыряться в бумажках недавно почившей помещицы миссис Драблоу и подготовить к продаже ее поместье.
«Стоял ноябрь. На улице уже начало темнеть, но не потому, что время было позднее (часы еще не пробили и трех); причина заключалась в тумане, невероятно густом лондонском тумане, который окутал город еще на рассвете. Если в тот день вообще наступал рассвет - туман не позволял ни одному солнечному лучику проникнуть сквозь зловещий сумрак.
Туман был на улице: он висел над рекой, расползался по аллеям и переулкам, клубился густой дымкой между деревьями во всех парках и садах; проникал он и в дома, подобно зловонному дыханию просачиваясь сквозь щели и трещины, закрадываясь через самые маленькие скважины в дверях. Это был желтый грязный туман, издававший отвратительный запах, он удушал и ослеплял, пачкал и пятнал. Люди, рискуя жизнью, вслепую брели по тротуарам, хватались за ограждения и друг за друга в надежде найти опору или провожатого.
Звуки были приглушены, силуэты людей и очертания предметов размыты. Туман явился в город три дня назад и, судя по всему, не собирался уходить. Мне кажется, у всех подобных туманов есть общие черты: они таят в себе угрозу и нагоняют страх, скрывают от людей знакомый мир и сбивают их с толку, примерно так же запутывают водящего в жмурках, когда завязывают ему глаза и начинают раскручивать.
По правде говоря, это был самый ужасный месяц в году, когда отвратительная погода, как никогда, способствовала упадку духа».
«Теперь, оглядываясь назад, я мог бы с легкостью убедить себя, что в тот день у меня было дурное предчувствие относительно предстоящего путешествия, что некое шестое чувство - интуиция или телепатия, - о существовании которого большинство людей даже не догадываются и потому не используют его, взбудоражило и растревожило меня. Но тогда, в дни моей юности, я был довольно смелым и здравомыслящим молодым человеком, не подверженным мрачным предчувствиям и необъяснимой тревоге. Поэтому подавленное состояние, обычно не свойственное моей жизнерадостной натуре, было, как мне казалось, вызвано исключительно туманом, а в ноябре подобное мрачное настроение овладевало большинством лондонцев.
Насколько я помню, в тот момент я не испытывал никаких других чувств, кроме любопытства и профессионального интереса. К этому стоит добавить предвкушение легкого приключения, ведь я никогда не посещал столь отдаленную часть Англии, куда мне надлежало отправиться, и довольно сильное облегчение из-за того, что мне предстояло покинуть нездоровый лондонский климат с его туманами и вечным сумраком. К тому же мне только исполнилось двадцать три года, и я еще не утратил юношеского интереса к вокзалам и путешествиям на паровозах.
Но вот что особенно примечательно: тот день я запомнил в мельчайших подробностях, хотя со мной еще не случилось ничего плохого и нервы мои были совершенно спокойны».
| Такому паровозу позавидует любая Каренина :) |
«Хотя на дворе стояло начало ноября и я находился в той части Англии, где погода всегда отличалась суровостью, когда я вышел на улицу, я обнаружил, что воздух свеж, бодрящ и чист, а небо - лазорево-голубое. Почти все дома в этом маленьком городе представляли собой невысокие простые строения из камня с крышами, покрытыми серым шифером. Они стояли, плотно прижавшись и глядя друг на друга своими окнами.
Осеннее солнце оставалось еще теплым, и я заметил на редких деревьях, оказавшихся в поле моего зрения и слегка прогибавшихся под ни на минуту не стихавшим ветром, красновато-коричневые и золотые листья, которые дрожали на концах ветвей. Я тут же представил себе, каким унылым, серым и безликим выглядит это место в промозглую погоду, в дождь и туман; каким разгромленным и опустошенным бывает оно после штормов, налетающих на равнину; и как после снежных бурь оно оказывается полностью отрезанным от окружающего мира».
Место назначения Артура Киппса – мрачное нелюдимое поместье Ил Марш, богом забытое место на отшибе графства Гиффорд. В округе поместье Ил Марш пользуется дурной славой, его недолюбливают и стараются обходить стороной, памятуя о страшном поверье. Семилетний ребенок миссис Драблоу утонул в местных болотах. Его тело так и не нашли, а затем у жителей стали погибать дети. В основном, из-за несчастных случаев при странных обстоятельствах. Поговаривают, что всему виной «женщина в черном», заставляющая идти детей навстречу неминуемой смерти.
Однако Киппс приехал сюда не россказни слушать, а спасать свою карьеру. Ему позарез нужно обследовать поместье и хранящиеся в нем документы. Он как бы не обращает внимание на то, что местные жители встречают его неприветливо и стараются поскорее выпроводить из деревни. Артур заручается поддержкой местного аристократа, у которого, кстати сказать, тоже в свое время погиб сын, отправляется ночевать в особняк на болотах. Где и сталкивается с жуткими, необъяснимыми видениями, окончательно убедившими его в том, что в истории семейства Драблоу не все чисто.
«Но когда я начал обходить дом, заглянув в столовую и в гостиную, в комнату отдыха, в зал для праздничных обедов и в кабинет, я не обнаружил ничего особенно выдающегося или вызывающего отторжение, хотя там было немного сыро и стоял запах плесени и чего-то неприятного, появляющийся в домах, которые некоторое время не проветривают, особенно если они расположены поблизости от болот и водоемов, где сырость - вполне естественное явление.
Темная мебель оказалась старой, но прочной и чистой, за ней явно ухаживали надлежащим образом, хотя многие комнаты, по-видимому, редко использовались по назначению и, судя по всему, большую часть времени оставались запертыми. Лишь малая гостиная в конце узкого коридора, ведущего из прихожей, выглядела достаточно обжитым местом. В каждой комнате стояли шкафы со стеклянными дверцами, заполненные книгами. Помимо книг в доме оказалось много картин - тяжелые потемневшие портреты и пейзажи с изображениями домов.
На самом деле дом оказался на удивление безликим. Мебель, отделка, украшения практически ничего не говорили об индивидуальности покойной владелицы и ее вкусе. В общем - довольно мрачное, неуютное и негостеприимное жилище. Необычным и примечательным было только одно - его расположение. Из высоких и широких окон открывался вид на болота, дельту реки и бесконечное небо, которое теперь потускнело и утратило прежние яркие краски. Солнце село, свет померк, воздух стал неподвижен, ничто не тревожило водную гладь, и я с трудом мог определить, где заканчивалась вода и начиналось небо. Все было серым».
Есть в этом фильме занятный момент. Львиную долю экранного времени мистер Киппс с отвагой, граничащей с идиотизмом, в одиночку блуждает по дому, заглядывая в самые пыльные уголки и под самые скрипучие кровати. Вот скажите, как должен вести себя человек, которому в ночи, в заброшенном старинном особняке, среди подернутых пылью артефактов чужой, рассыпавшейся в прах жизни, является темпераментная, бесплотная агрессивная дамочка, и плюс к ней еще и небольшая джаз-банда детишек из небытия? Правильно – человек с нормально вкрученными мозгами, будет лететь из этой викторианской обители, роняя подштанники. А вместо этого наш юрист с каким-то непонятным вожделением пытается выяснить никому ненужную правду-истину. Видно, страх увольнения перевернул у Киппса картину мира.
Как фильм ужасов картина, в принципе, хрестоматийна и предсказуема, но есть в ней какой-то внутренний слой. Этот страх не нуждается в подтверждении многомиллионными спецэффектами. Различные «пугалки», расставленные режиссером по всем углам, срабатывают ровно в тот момент, когда их совершенно не ждешь. Отчего некоторые сцены превращаются в настоящий аттракцион с подпрыгиванием в кресле. Но после того, как неожиданность проходит, и возникает то самое чувство некоторой обманутости – не страшно же совсем!
Самое лучшее, что есть в фильме – это крышесносящие пасторальные ландшафты сельской Англии. Восходы и закаты, травы и болота, дороги и автомобили, и, конечно, особняк покойной пенсионерки со всеми своими тайнами, лестницами и неоткрывающимися дверями, музыкальными куклами, детскими сервизами, который обретает собственную жизнь в этой миловидной готичной атмосфере старых бумаг, круговерти внезапных громких звуков. А крупный широкий план с крестами посреди болота и вовсе хочется отослать Тиму Бертону с комментариями типа «Ну чо, съел?!»
А что же Рэдклифф? – спросите вы. А ничего. В том смысле, что все еще юный актер смотрится по-прежнему фанерно во всей этой свистопляске, изображая лишь легкое недоумение там, где по смыслу должен быть пугающий ужас. К счастью, его тормозной перформанс оттеняют работы старших товарищей. Мне кажется, что он играет несколько академично (наверное, их так учили в Хогвартсе). Видны его старания, но на лицо явно отсутствие необходимого опыта. В дубляже так он вообще говорит почти детским голосом. В общем, я думаю, что это тот самый показательный пример, как в случае с нашей няней Викой, сколько бы и каких ролей она ни сыграла, она навсегда останется лишь няней. Рэдклифф не испортил фильма, но фильм запросто мог обойтись и без него.



Комментариев нет:
Отправить комментарий